smertnyy (smertnyy) wrote,
smertnyy
smertnyy

Элита

Оригинал взят у 17ur в Ай, "элита".
Я обещал наговорить гадостей в связи с волшебным словом "элита". Я выполняю своё обещание.

Начну с того, что нас, обывателей, много. Десятки миллионов дальних родственников. Мы не знаем друг дружку. Большая часть действий каждого из нас (и решающая часть действий с расчётом на будущее, на результат) опирается на презумпцию безразличия или доброжелательности огромного количества незнакомых и плохо знакомых людей. Мол, помогут или не будут мешать, а если будут, то предсказуемо.

Без этой презумпции общество как возможность совместных действий не может состояться в сколько-нибудь многочисленной группе. Всякий устоявшийся обычай или писаный закон актуализируют эту презумпцию, овеществляют её, распространяют общество на всё более многочисленную группу. Теперь обыватель знает, как незнакомые родственники ему помогут и почему не будут мешать.

Однако это знание отягощено другим: и обычай, и закон суть дело рук человеческих - а значит, они могут быть изменены, преданы и испорчены человеком же. Требуется присмотр.

Так в обществе рождаются понятие "суверена" и сознание его необходимости: позиции, которую занимают человек или люди, с которой можно править, создавать и уничтожать законы и обычаи. Предположительно эта редактура происходит на благо общества - и на благо отдельного обывателя постольку, поскольку то соответствует благу общества.

Быстрая перемотка вперёд. Мелькают жрецы и цари. Пошли революции. Стоп.

Нас, нынешних обывателей, с детства учат, что "источником власти" (читай: сувереном) является "народ", то есть "все-все-все", все десятки миллионов дальних родственников, которые не знают друг дружку. Учат, что правка, создание и удаление законов делаются "для народа", "народом в лице своих представителей" и "во имя народа".

Это аксиома, угнездившаяся в спинном мозге и не требующая доказательств. Если случаются споры, в том числе со стрельбой, то их ведут о технических подробностях. В крайнем случае обыватель на том же спинномозговом уровне уверен, что "народ должен быть сувереном", даже если сейчас согласно его наблюдениям дела обстоят иначе.

Такое "народ = суверен или должен быть сувереном" у обывателя постоянно подвергается давлению со стороны здравого смысла и чувства собственного достоинства.

Очень трудно представить себе десятки миллионов человек на царском троне или у алтаря, обустраивающие нужные тем же десяткам миллионов законы и обычаи. Такое выглядит ненадёжно, расплывчато, громоздко, потешно и медлительно ("обло, озорно, огромно..."). Такое в лучшем случае выглядит дураком, а сознавать себя и свои планы на будущее поставленными в зависимость от дурака обыватель не желает.

Как решить это противоречие? Как примирить вбитую в голову догму о "народе-суверене" с собственным здравым смыслом или со здравым смыслом собеседника? Способов много. Я укажу самый простой и дешёвый.

Обыватель говорит себе: да, сувереном является или должен быть народ. Однако это [должен быть] такой народ, который может поместиться на позиции суверена. Ма-а-аленький такой народ, удобный, объёмом в сотню-другую семей, где все всех знают. Не громоздкий, не дурак. Именно он стоит или должен стоять над законами.

Здравствуй, "элита"! Существуешь ты на самом деле или нет, неважно. Обыватель в тебя верит, потому что ему так легче. И свойства, которыми он тебя наделяет, происходят не из того, какая ты есть (если есть), а из того, как ему проще и удобнее в тебя верить.

Более того, если начать скольжение по дорожке простоты и удобства, то зачем останавливаться? Можно сразу влететь в мистицизм, объявив подобные предметы одним и тем же, сопоставив "элиту" народу и убрав громоздкий и расплывчатый народ из рассмотрения. Удобно ведь.

Люди верили в симпатическую магию тысячелетиями, многие верят до сих пор. Чтобы верить, не обязательно признаваться себе в этом.

Делаем куклу, называем её человеческим именем, проводим некие манипуляции с добытыми у тёзки-человека волосами, обрезками ногтей и жидкостями организма. После чего тыкаем в куклу иголками, чтобы стервеца хватил карачун. Или наоборот, поливаем куклу мёдом, чтобы счастья дорогому, удачи и денег полные карманы.

Дикость, говорите Вы? Первобытное мракобесие? Что Вы!.. Взрослые образованные люди не устают обсуждать, как уничтожение маленького народа-"элиты" или её отсутствие объясняет беды десятков миллионов дальних родственников. Или как страны с правильно ублажённой "элитой" всех побеждают и всех за собою ведут в лучшую жизнь.

Так что никакого мракобесия в этой магии нет. Взрослые образованные люди, отдыхая от пылких споров между собою, это живо Вам докажут сотней разных способов и на множество голосов.

Чем вера в "элиту" помогает обывателю? Она его по желанию освобождает от ответственности за будущее, за результат.

Как ты ни веди дела, как ты ни воспитывай своих детей, какими жизненными навыками, полезными или приятными, ты ни овладевай - никакого влияния на то, "как оно всё будет", ты не окажешь. "Будущее уже здесь", в головах местной или чужой "элиты", выдуманное триста лет назад, а ты ни при чём. "Всё уже украдено до нас".

Это ведь так легко и приятно, разгражданиться обратно в подданного. Тысячи лет перед идолами на карачках ползали, прислушивались к блекотанию обдолбанной пифии, затаив дыхание. Чего ж прекращать?

Особенно приятно видеть, как такой обыватель насмехается над теми своими предками, что верили в окно, светящееся по ночам в Кремле: мол, за тем окном сидят и о народе думают. Смешно ведь. А вот с "элитой" совсем другое дело, не рабское.

Чем обыватель платит за веру в "элиту", помимо своей гражданственности? О, многим. И постоянно.

Видите ли, уверенность подданного в том, что всякая страна движима не хитросплетением судеб народа на десятки миллионов человек, а негласным сговором среди народа на пару сотен персон здесь или через океан, ведёт к уверенности в том, что и всякое учреждение "в этой стране" движимо таким же сговором - в стенах этого учреждения или в ресторане на соседней улице.

Уверенный в этом подданный готов мириться с кумовством, протекцией и всяким иным бесчестьем в любом предприятии, основанным на писаных договорах. Он станет оправдывать эти мерзости тем, что "так и должно быть" в случае веры в свою "элиту", или же объяснять их непреодолимыми бесчинствами чужой "элиты", если свою когда-то рассстреляли. Не знаю, готов ли он участвовать в тех же мерзостях на тех же основаниях.

Во всяком случае, это никак не мешает подданному печалиться безразмерным словом "коррупция" и рассуждать о "недостаточной производительности труда" в местных палестинах.

Пожалуй, хватит гадостей на сегодня.

Напоследок хотелось бы обнадёжить уязвлённого читателя: я догадываюсь, что без веры в "элиту" намного тяжелее, чем с верой в неё.

Посему можно не тратиться на ехидные вопросы образца "почему же вчера шёл снег, если нету Деда Мороза". Проще подождать. У меня ведь не всегда будет такое хорошее настроение, как сейчас. А когда будет плохое, тогда я безо всяких вопросов окажусь готов поверить, будто любая шайка паразитов, у которой хватает наглости плевать на закон, достойна уважения, а некоторые - так и преклонения. "Как же иначе-то".

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, перед тем, как меня экзорцировать, посмотрите это и подумайте - может, не надо. Может, моя точка зрения на "элиту" и отношение обывателя к ней в чём-то полезна: например, именно такая точка зрения, распространившись, позволит отправить виновников торжества по ссылке в газовую камеру на мирные, оздоравливающие сельхозработы.

ПостСубСкриптум. А слова "элитофобия" и "элитофилия" я дарю уважаемым читателям в качестве бонуса.

Tags: Конспирология
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments